М. Серикбаев: «Обновление ради будущего»

Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года качество высшего образования в Казахстане должно соответствовать лучшим мировым практикам в области образования по итогам реформирующего развития. В связи с этим в стране проводятся масштабные  реформы в системе высшего образования, которые, прежде всего, направлены на улучшение качества  предоставляемых образовательных услуг высшими учебными заведениями.

Одним из таких направлений  деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстана является оптимизация системы высших учебных заведений.

Так, в течение 2015 года  Комитетом по контролю в сфере образования и науки и его  территориальными департаментами проведены проверки в 38 вузах:

  • По итогам плановой проверки 3 вуза привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, в том числе в 2 вузах с приостановлением действия лицензии.
  • По итогам повторной проверки материалы в отношении 8 вузов были направлены в административные суды по месту функционирования вузов. Постановлением суда 4 вуза (из 8) привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа с приостановлением действия лицензии.
  • Проведена государственная аттестация в 25 вузах. По итогам контрольных мероприятий не аттестованы 16 вузов. Всем данным организациям образования выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

В целом, с 2003 по 2016 годы количество высших учебных заведений уменьшилось с  180 до 127 вузов {1}.

Количество высших учебных заведений
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число 180 181 181 176 167 143 148 149 146 139   128   126   127

Казалось бы, что в стране уже сократили  порядка 30 % вузов можно определить как кардинальное качественное изменение,  но и этого, полагаю, недостаточно.  Как показывает опыт развитых стран в Казахстане количество вузов необходимо сократить как минимум  втрое.  Один из ориентиров — соотношение количества вузов с численностью  населения.  В мае 2015 года в Университете КАЗГЮУ прошел республиканский форум «О состоянии подготовки юридических кадров в РК». Один из его участников, заместитель генерального прокурора Республики Казахстан Андрей Кравченко в своем выступлении отметил, что  – «По числу вузов на душу населения, мы сегодня опередили такого лидера образования, как Великобританию, в которой насчитывается 89 вузов на 69 млн. населения».

Необходимость такого лидерства, считаю, под большим вопросом, как и то, можно ли считать вузами все те организации, которые сейчас получили и имеют соответствующую лицензию. 3 из 4 проверенных частных вузов не соблюдают государственные общеобразовательные стандарты образования»{2}. В дополнение слов А.Кравченко  приведем информацию о количестве вузов в сравнении со странами, как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Страна Количество вузов Количество населения, млн.
Дания 8 5,6
Финляндия 20 5,3
Узбекистан 64 31
Казахстан 127 17
Франция 140 66
Германия 250 80
Украина 317 42,5

Статистические данные с одной стороны радуют большим количеством людей охваченных высшим образованием, с другой стороны большое количество вузов влияет на снижение качества предоставляемых услуг.  Не секрет, что уже сейчас некоторые организации в качестве  требования  к  техническому, обслуживающему персоналу избыточно определяют  наличие высшего образования.  Это, полагаю, уже признак определенной девальвации высшего образования.

Жизнеобеспечение высших учебных заведений напрямую связано с количественным и качественным набором на образовательные программы, и в последние десять лет в стране наблюдается резкий спад количества абитуриентов вследствие демографической «ямы» 90-х годов. Сложившая ситуация, считаю, также поможет уменьшить число вузов, дающих некачественное образование.

Учебный год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Кол-во абитуриентов 717 053 633 814 610 264 620 442 629 507 571 691 527 226 477 387 459 369

Удельная доля иностранных студентов в казахстанских вузах в отличие от западных невелика, что косвенно свидетельствует о низкой конкурентоспособности на международном образовании) от общего числа обучающихся в РК составила всего 2,3% или 10 829 человек {3}.

Отдельный вопрос – некоторые региональные госвузы, созданные еще в советский период. Их главная задача всегда была в обеспечении региональных экономик профессиональными кадрами, в первую очередь промышленных предприятий. Вместо этого, на мой взгляд, они устремились в подготовку специалистов юридических, экономических специальностей, в том числе в данную сверхконкурентную сферу пошли традиционные технические вузы. Для подобной работы нужна определенная материально-техническая база, сильный профессорско-преподавательский состав с большой долей зарубежных преподавателей, возможность вовлечения в учебный процесс представителей субъектов законотворческой деятельности, чего эти игроки образовательного рынка не учитывают. Отсюда видим картину, когда педагогический, транспортный университеты обучают будущих экономистов, специалистов учета и аудита, а аграрный вуз выпускает юристов, хотя стране не хватает именно первоклассных инженеров, учителей и агрономов, специалистов ветеринарии, которых они обучают лучше всех, а их «наскоро испеченные» юристы и экономисты пополняют ряды безработных молодых людей.

Наоборот, полагаю, им необходимо было опираться на свои сильные стороны в виде научной традиции, профессуры, сложившихся научных школ, накопленного авторитета для динамичного развития в техническом направлении. Вкупе с этим возникает и вопрос обновления их учебной материально-технической базы, устаревшей еще в советский период, не актуального содержания учебных программ, оторванных от реальных потребностей предприятий, промышленности, особенно это касается таких отраслей как строительство, машиностроение, связь, металлургия, программирование.

Здесь, думаю, нужна централизация и комплексное решение вопроса. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н.А.Назарбаев отметил что: «Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения» {4}. Это, безусловно, главная задача для всех вузов, считаю. Сокращение количества абитуриентов приводит к тому, что некоторые вузы начали демпинговать — снижать стоимость обучения, чтобы привлечь больше абитуриентов, несмотря на запрет Министерства образования и науки РК. Так, согласно п. 8 ст. 62 Закона РК «Об образовании», затраты организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования на одного обучающегося (на платной основе), не могут быть менее размера образовательного гранта или государственного образовательного заказа{5}. В этом году эта сумма составила 346 тысяч тенге.

Как юрист хотел бы отметить, что, во-первых, в законе не предусмотрена четкая ответственность за нарушение данной нормы, тем самым предписание носит больше рекомендательный характер, нежели обязательный. Во-вторых, данную норму легко обойти через внутреннюю систему университетских скидок, когда сумму значительно уменьшают, отсюда и возникает риторический вопрос — насколько качественное образование предоставляют такие «бизнес» — университеты.

Понятно, что практически за каждым вузом стоит влиятельное лобби, которое противостоит закрытию слабых учебных заведений, поэтому очень своевременно было принято решение перейти с 2017 года от государственной аттестации к обязательной международной аккредитации казахстанских вузов. Именно объективная оценка от признанных международных агентств будет способствовать признанию казахстанских дипломов, международной интеграции казахстанского образования, и в целом даст точную картину качества по отечественной высшей школе.

Также следует отметить, что абитуриенты, которые поступят в 2017 году, будут получать дипломы не государственного, а собственного, вузовского образца, что будет справедливым, на мой взгляд. Это подтолкнет к тому, что каждый вуз будет вынужден системно заняться собственной академической репутацией.

Данные инициативы в корне изменяют методологию государственного регулирования сферы образования от императивного метода к диспозитивному, и вслед за этим меняется в целом вектор проведения реформ в системе образования, которые соответствуют рыночной модели экономики и отечественным вузам остается либо измениться и стать сильными или уйти с рынка образовательных услуг.

Автор статьи: к.ю.н. Мирхат СЕРИКБАЕВ
Руководитель отдела маркетинга АО «Университет КАЗГЮУ»

ИСТОЧНИКИ:

  1. Отчет деятельности Комитета по контролю в сфере образования и наук за 2015 год http://control.edu.gov.kz/
  2. «По госстандартам обучает только каждый третий частный вуз в Казахстане — Генпрокуратура РК». Статья в интернет- портале bnews.kz
  3. Национальный доклад о состоянии и развитие системы образования Республики Казахстан по итогам 2015 года. АО «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР». Астана 2016 год.
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь – 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее.
  5. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)

Поделиться с друзьями: