Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года качество высшего образования в Казахстане должно соответствовать лучшим мировым практикам в области образования по итогам реформирующего развития. В связи с этим в стране проводятся масштабные реформы в системе высшего образования, которые, прежде всего, направлены на улучшение качества предоставляемых образовательных услуг высшими учебными заведениями.
Одним из таких направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстана является оптимизация системы высших учебных заведений.
Так, в течение 2015 года Комитетом по контролю в сфере образования и науки и его территориальными департаментами проведены проверки в 38 вузах:
- По итогам плановой проверки 3 вуза привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, в том числе в 2 вузах с приостановлением действия лицензии.
- По итогам повторной проверки материалы в отношении 8 вузов были направлены в административные суды по месту функционирования вузов. Постановлением суда 4 вуза (из 8) привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа с приостановлением действия лицензии.
- Проведена государственная аттестация в 25 вузах. По итогам контрольных мероприятий не аттестованы 16 вузов. Всем данным организациям образования выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
В целом, с 2003 по 2016 годы количество высших учебных заведений уменьшилось с 180 до 127 вузов {1}.
Количество высших учебных заведений | |||||||||||||
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Число | 180 | 181 | 181 | 176 | 167 | 143 | 148 | 149 | 146 | 139 | 128 | 126 | 127 |
Казалось бы, что в стране уже сократили порядка 30 % вузов можно определить как кардинальное качественное изменение, но и этого, полагаю, недостаточно. Как показывает опыт развитых стран в Казахстане количество вузов необходимо сократить как минимум втрое. Один из ориентиров — соотношение количества вузов с численностью населения. В мае 2015 года в Университете КАЗГЮУ прошел республиканский форум «О состоянии подготовки юридических кадров в РК». Один из его участников, заместитель генерального прокурора Республики Казахстан Андрей Кравченко в своем выступлении отметил, что – «По числу вузов на душу населения, мы сегодня опередили такого лидера образования, как Великобританию, в которой насчитывается 89 вузов на 69 млн. населения».
Необходимость такого лидерства, считаю, под большим вопросом, как и то, можно ли считать вузами все те организации, которые сейчас получили и имеют соответствующую лицензию. 3 из 4 проверенных частных вузов не соблюдают государственные общеобразовательные стандарты образования»{2}. В дополнение слов А.Кравченко приведем информацию о количестве вузов в сравнении со странами, как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Страна | Количество вузов | Количество населения, млн. |
Дания | 8 | 5,6 |
Финляндия | 20 | 5,3 |
Узбекистан | 64 | 31 |
Казахстан | 127 | 17 |
Франция | 140 | 66 |
Германия | 250 | 80 |
Украина | 317 | 42,5 |
Статистические данные с одной стороны радуют большим количеством людей охваченных высшим образованием, с другой стороны большое количество вузов влияет на снижение качества предоставляемых услуг. Не секрет, что уже сейчас некоторые организации в качестве требования к техническому, обслуживающему персоналу избыточно определяют наличие высшего образования. Это, полагаю, уже признак определенной девальвации высшего образования.
Жизнеобеспечение высших учебных заведений напрямую связано с количественным и качественным набором на образовательные программы, и в последние десять лет в стране наблюдается резкий спад количества абитуриентов вследствие демографической «ямы» 90-х годов. Сложившая ситуация, считаю, также поможет уменьшить число вузов, дающих некачественное образование.
Учебный год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Кол-во абитуриентов | 717 053 | 633 814 | 610 264 | 620 442 | 629 507 | 571 691 | 527 226 | 477 387 | 459 369 |
Удельная доля иностранных студентов в казахстанских вузах в отличие от западных невелика, что косвенно свидетельствует о низкой конкурентоспособности на международном образовании) от общего числа обучающихся в РК составила всего 2,3% или 10 829 человек {3}.
Отдельный вопрос – некоторые региональные госвузы, созданные еще в советский период. Их главная задача всегда была в обеспечении региональных экономик профессиональными кадрами, в первую очередь промышленных предприятий. Вместо этого, на мой взгляд, они устремились в подготовку специалистов юридических, экономических специальностей, в том числе в данную сверхконкурентную сферу пошли традиционные технические вузы. Для подобной работы нужна определенная материально-техническая база, сильный профессорско-преподавательский состав с большой долей зарубежных преподавателей, возможность вовлечения в учебный процесс представителей субъектов законотворческой деятельности, чего эти игроки образовательного рынка не учитывают. Отсюда видим картину, когда педагогический, транспортный университеты обучают будущих экономистов, специалистов учета и аудита, а аграрный вуз выпускает юристов, хотя стране не хватает именно первоклассных инженеров, учителей и агрономов, специалистов ветеринарии, которых они обучают лучше всех, а их «наскоро испеченные» юристы и экономисты пополняют ряды безработных молодых людей.
Наоборот, полагаю, им необходимо было опираться на свои сильные стороны в виде научной традиции, профессуры, сложившихся научных школ, накопленного авторитета для динамичного развития в техническом направлении. Вкупе с этим возникает и вопрос обновления их учебной материально-технической базы, устаревшей еще в советский период, не актуального содержания учебных программ, оторванных от реальных потребностей предприятий, промышленности, особенно это касается таких отраслей как строительство, машиностроение, связь, металлургия, программирование.
Здесь, думаю, нужна централизация и комплексное решение вопроса. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н.А.Назарбаев отметил что: «Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения» {4}. Это, безусловно, главная задача для всех вузов, считаю. Сокращение количества абитуриентов приводит к тому, что некоторые вузы начали демпинговать — снижать стоимость обучения, чтобы привлечь больше абитуриентов, несмотря на запрет Министерства образования и науки РК. Так, согласно п. 8 ст. 62 Закона РК «Об образовании», затраты организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования на одного обучающегося (на платной основе), не могут быть менее размера образовательного гранта или государственного образовательного заказа{5}. В этом году эта сумма составила 346 тысяч тенге.
Как юрист хотел бы отметить, что, во-первых, в законе не предусмотрена четкая ответственность за нарушение данной нормы, тем самым предписание носит больше рекомендательный характер, нежели обязательный. Во-вторых, данную норму легко обойти через внутреннюю систему университетских скидок, когда сумму значительно уменьшают, отсюда и возникает риторический вопрос — насколько качественное образование предоставляют такие «бизнес» — университеты.
Понятно, что практически за каждым вузом стоит влиятельное лобби, которое противостоит закрытию слабых учебных заведений, поэтому очень своевременно было принято решение перейти с 2017 года от государственной аттестации к обязательной международной аккредитации казахстанских вузов. Именно объективная оценка от признанных международных агентств будет способствовать признанию казахстанских дипломов, международной интеграции казахстанского образования, и в целом даст точную картину качества по отечественной высшей школе.
Также следует отметить, что абитуриенты, которые поступят в 2017 году, будут получать дипломы не государственного, а собственного, вузовского образца, что будет справедливым, на мой взгляд. Это подтолкнет к тому, что каждый вуз будет вынужден системно заняться собственной академической репутацией.
Данные инициативы в корне изменяют методологию государственного регулирования сферы образования от императивного метода к диспозитивному, и вслед за этим меняется в целом вектор проведения реформ в системе образования, которые соответствуют рыночной модели экономики и отечественным вузам остается либо измениться и стать сильными или уйти с рынка образовательных услуг.
Автор статьи: к.ю.н. Мирхат СЕРИКБАЕВ
Руководитель отдела маркетинга АО «Университет КАЗГЮУ»
ИСТОЧНИКИ:
- Отчет деятельности Комитета по контролю в сфере образования и наук за 2015 год http://control.edu.gov.kz/
- «По госстандартам обучает только каждый третий частный вуз в Казахстане — Генпрокуратура РК». Статья в интернет- портале bnews.kz
- Национальный доклад о состоянии и развитие системы образования Республики Казахстан по итогам 2015 года. АО «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР». Астана 2016 год.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь – 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее.
- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)